Образование за рубежом
для детей и взрослых
Работаем с 1993 года
+7 (495) 660-35-95
Звонки принимаются ежедневно с 9:00 до 19:00
Мой выбор (0) Найти
+7 (495) 256-03-41
Версия для печати

Насколько важны перспективы на получение работы при выборе университета?

Насколько важны перспективы на получение работы при выборе университета?

Среди множества различных соображений при выборе университета есть и такой, как перспективы трудоустройства после его окончания. В конце концов, мы поступаем в вуз в том числе и для повышения шансов на получение работы своей мечты - интересной, престижной, высокооплачиваемой. Поэтому карьерные возможности, которые предлагают конкретные учебные заведения, могут стать поводом для серьезных раздумий. В сегодняшней статье мы поговорим на эту тему более подробно, рассмотрим, что скрывается за статистикой и почему перспективы на получение работы - это часто совсем не панацея.

Что такое «перспективы трудоустройства»?

Прежде чем начать обсуждать тему, разберемся с терминологией. Мы часто видим сочетание «перспективы трудоустройства» в качестве одного из показателей рейтинга вузов, к которому мы вернемся чуть позже. В действительности на этот критерий могли оказать влияние многие факторы:

  • Репутация университета: названия престижных вузов делают ваше резюме более привлекательным.
  • Эффективность работы карьерной службы университета: способность ее сотрудников дать выпускникам полезные, дельные советы по выбору подходящего каждому из них места работы и достижения полученной цели.
  • Количество работодателей, специально ориентированных на студентов данного вуза через свою службу подбора кадров, информационные вечера и т. д., - и общее количество нанимателей в той отрасли, которую изучал выпускник, или в том регионе, где он проживает после окончания университета.

  • Качество выпускников: как правило, работодатели уже знают, какой вуз лучше готовит своих студентов для данной отрасли, и стремятся набирать учащихся именно этого учреждения образования.
  • Наличие возможности пройти практику в ходе обучения или по его окончании: соискатели, имеющие предварительный опыта работы в отрасли, скорее получат место в компании, даже если их университет менее престижный. Многие вузы находятся в постоянном контакте с представителями регионального бизнеса, имеют отработанные схемы стажировок, что позволяет студентам легко получить такой опыт, а в дальнейшем скорее найти работу.

Легко забыть обо всех этих факторах, глядя в сухие цифры рейтинга. Но, если вас всерьез беспокоят перспективы трудоустройства, следует учитывать и их. В целом рейтинги следует рассматривать в контексте их несоответствия нашим ожиданиям. А сейчас мы подробнее разберемся с этим.

Можно ли полагаться на рейтинги?

Как известно, достаточно трудно ориентироваться на рейтинги университетов при выборе будущего учебного заведения: в то время как разница между высоко и низко ранжируемыми вузами может быть очень большой, те, которые ранжируются аналогичным образом, могут почти не отличаться друг от друга. Между тем за цифрами часто не видна реальная картина жизни института: как много в нем приходится работать студентам, какие методы преподавания используют профессора, сколько учащихся приходится на одного педагога и т. д.

Так же обстоит ситуация и с отчетами университетов о перспективах трудоустройства выпускников. Их следует анализировать в контексте методологии, используемой для получения конкретных цифр, и того, какие данные исключены из расчетов.

Например, рейтинг университетов по версии газеты «Гардиан» (The Guardian University Guide) учитывает количество выпускников, нашедших работу соответствующего уровня (то есть требующую наличия диплома бакалавра) или продолживших получение дальнейшего образования в течение 6 месяцев с момента окончания вуза. При этом не принимаются во внимание те, кто получил место по истечении 6 месяцев с момента получения диплома, или те, кто решил отправиться путешествовать в этот период, например. В то же время те, кто продолжил получение дальнейшего образования учитываются как успешно трудоустроенные. Поэтому может так случиться, что университет, имеющий в этом рейтинге высокий показатель перспектив трудоустройства, на самом деле имеет много студентов, поступивших в магистратуру и докторантуру, а это, согласимся, вовсе не то же самое, что найти работу. Более того - некоторые учащиеся могут поступить в магистратуру как раз потому, что пока не получили место.

Рейтинг The Complete University Guide более детально подходит к разработке своего критерия «Перспективы выпускников» (Graduate prospects). Он поясняет, что такая статистика не может служить мерилом действительных шансов бывших студентов на трудоустройство. Цифры, которые мы видим в этом рейтинге, рассчитываются на основе «количества выпускников, получивших работу или зачисленных на дальнейшее обучение, поделенное на общее количество выпускников с известным назначением, выраженное в процентах» (здесь вновь всплывает это «дальнейшее обучение»). При этом учитываются лишь те, кто работает по специальности. Позже были внесены также коррективы для вузов, в которых преподаются разнопрофильные дисциплины (еще один критерий, который может влиять на точность методологии). В пояснении к рейтингу также говорится, что низкие баллы по этому показателю не означают, что все выпускники были безработными. Возможно, некоторые из них работали на должностях низшего уровня, например, ассистентами в магазинах, куда обычно не набирают новоиспеченных бакалавров.

В пояснении к рейтингу есть и еще один интересный пункт. В некоторых университетах обучается довольно много местных студентов, а если он находится в регионе, где недостаточно мест для трудоустройства по данной специальности, то цифры в рейтинге будут низкими. Но это вовсе не означает, что институт плохой. Просто многие абитуриенты, выросшие в этом регионе, решили остаться на обучение и дальнейшую жизнь здесь, а рабочих мест такого уровня в регионе мало, что, к сожалению, никак не отражается в статистике.

Более того, цифры, используемые для создания этих рейтингов, поступают из Статистического агентства по высшему образованию и представляют собой средневузовский показатель. Так что вы не обязательно получите детали о перспективах трудоустройства для каждой дисциплины в отдельности. Эти цифры могут оказаться выше или ниже среднего балла в зависимости от предмета, о чем мы подробнее поговорим чуть ниже.

Диплом - всего лишь корочки?

Высшее образование за границей

Согласно одной из точек зрения, абсолютно неважно, в каком из университетов вы получили свой диплом, - главное, что вы вообще имеете высшее образование. Опыт пребывания в любом вузе - куда бы вы ни пошли - теоретически помогает вам стать более зрелой личностью и вооружает жизненными и профессиональными навыками, которые позволяют добиться карьерного успеха.

Эта точка зрения также имеет тенденцию придавать большее значение опыту работы, нежели тому, в каком университете вы учились. Ее приверженцы часто приводят в пример людей, которые добились успеха, вообще не имея диплома о высшем образовании, - таких как один из богатейших людей Британии, миллиардер Ричард Брэнсон, основавший международную корпорацию Virgin Group. Как известно, он вообще бросил школу в 16 лет, не получив никакого образования. Такие люди доказывают, что диплом не обязательно имеет первостепенное значение для будущего успеха, - и поэтому, если он у вас есть, возможно, не так уж важно, в каком университете вы учились.

В рамках британской системы образования существуют колоссальная разница между уровнем преподавания в различных вузах. Это означает, что некоторые университеты, несомненно, предлагают более строгое образование, чем другие, выпуская специалистов, которые способны лучше адаптироваться в бизнесе, разумно подходить к решению проблем и справляться с большим объемом работы.

Например, Оксфорд и Кембридж славятся своим гораздо более требовательным педагогическим подходом, опирающимся на методику индивидуального обучения. Студенты должны писать по 2 эссе каждую неделю, в то время как учащиеся многих других ведущих вузов пишут 2 за семестр. Более того, каждая письменная работа, написанная студентом Оксфорда или Кембриджа, будет детально разобрана (и раскритикована) тьютором (специально назначенным куратором, с которым учащийся встречается один на один 1-2 раза в неделю), а студенту придется доказывать свое мнение. Справедливости ради стоит отметить, что такой подход к обучению дает на выходе более востребованных работодателями выпускников - умных, уверенных в себе, быстро мыслящих, талантливых.

Поэтому полезно познакомиться с подходом и методами обучения, используемыми в конкретном университете. Ведь некоторые вузы могут давать более серьезное образование, чем другие, тем самым увеличивая возможности трудоустройства своих выпускников.

Не забывайте, что, когда вы составляете резюме для получения своей первой работы или идете на собеседование к работодателю, неплохо рассказать о своем университетском опыте, чтобы продемонстрировать свою способность справляться с большим объемом работы в сжатые сроки и так далее. Некоторые вузы предоставляют своим студентам больше такого опыта, чем другие, позволяя постепенно оттачивать профессиональные навыки.

До сих пор мы рассматривали перспективы трудоустройства выпускников университета в целом, не упоминая тот факт, что для некоторых специальностей они могут быть лучше, чем для других. Более того, поскольку обучение организуется по факультетам, а не централизованно, существуют большие отличия даже в пределах вуза. Это означают, что шансы найти работу у выпускников одного факультета могут быть выше, чем у выпускников другого, и вот почему существуют также рейтинги отдельных дисциплин наравне с рейтингами университетов в целом.

Поэтому следует внимательно изучить перспективы трудоустройства именно для вашей специальности в конкретном вузе. Статус университета может быть не очень высоким, поскольку на него повлияли низкие показатели других факультетов, а ваши шансы как раз могут оказаться не такими уж плохими. Рейтинг перспектив трудоустройства для конкретной отрасли может также учитывать тот факт, что в некоторых областях ощущается нехватка квалифицированных кадров (например, инженерное дело, биотехнология), что повысит показатели по данной специальности.

Когда вы только задумываетесь о выборе университета, перспективы будущего трудоустройства могут показаться самым важным критерием выбора. В конце концов, основная цель поступления в вуз - найти лучшую работу, не так ли? Безусловно. Но все же это не единственный важный фактор. На что еще следует обратить внимание?

  • Курс: его содержание, обязательные и дополнительные модули, размер факультета и его материально-техническая база, методы преподавания и оценки и другие возможности, такие как практика (стажировка) в ходе обучения.
  • Рейтинг вуза и специальности: принимая во внимание все те замечания, о которых мы говорили выше, и анализируя несоответствие рейтинга вашим ожиданиям.
  • Репутация: например, является ли вуз членом группы "Расселл"
  • Расположение: расстояние от дома, размер города, университетский это город или нет, стоимость жизни, атмосфера, особенности населенного пункта (находится на море, отличается насыщенной ночной жизнью или привлекательной архитектурой и т. д.).
  • Соотношение студентов и преподавателей: сколько времени будет уделено лично вам?
  • Жилье: на каком курсе вам предоставят общежитие (или другой тип размещения) и предоставят ли вообще; каковы условия проживания; далеко ли находится это место от университетских зданий?
  • Структура и возраст университета: новый, старый, состоит из колледжей, имеет ли кампус.
  • Размер вуза: маленький, где каждый будет знать вас в лицо, или большой, в котором легко затеряться.
  • Условия и возможности: как социальные, так и учебные.

Какие критерии окажутся для вас самыми важными? Это во многом зависит от ваших собственных целей и желаний, от конкретной жизненной ситуации. Однако представленный список говорит о том, что перспективы трудоустройства следует рассматривать наряду с другими факторами, а не изолированно.

И наконец, что можно сделать, если вы планируете поступать в университет, который, по общему мнению, отличается плохими карьерными перспективами (возможно, для вас оказались более приоритетными другие факторы)? Безусловно, лучшее, что можно сделать в этой ситуации, - получить как можно больше опыта работы по данному направлению. Такая реальная практика даст вам бесценные профессиональные навыки, которых вы не получите во время лекций в университете. Опыт работы в уважаемой компании по выбранной вами специальности позволит в значительной мере снизить негатив нанимателя по отношению к вузу с более плохой репутацией и даже представить вас в более выгодном свете по сравнению с теми, кто окончил более престижное учебное заведение.

Получить подробную консультацию и оставить заявку на поступление ВУЗы за рубежом Вы можете, позвонив по телефону 8 (495) 660-35-95


Все статьи


Забронировать / Получить консультацию

Отправляя заявку, я принимаю Пользовательские соглашения *
Ваше имя *
E-Mail **
Телефон **
Текст *
Подписаться на рассылку новостей

* Обязательные для заполнения поля.

** Обязательным для заполнения является одно из двух полей - "Телефон" или "E-mail".