Образование за рубежом
для детей и взрослых
Работаем с 1993 года
+7 (495) 660-35-95
Звонки принимаются ежедневно с 9:00 до 19:00
Мой выбор (0) Найти
+7 (495) 256-03-41
Версия для печати

Сиять, как Гермиона

Приемы повторения и учебные навыки (советы по подготовке к экзаменам)

30 октября 2013

Об авторе: Филиппа Логан читает курс естественных наук (специализация - химия) в Ньюнхэм-колледже в Кембридже.

Гермиона Грейнджер делала не что иное, как изучала естественные науки на уровне A-level. Правда, в ее случае они назывались NEWTs (Ужасно Мучительные Волшебные Тесты, дословно - «ТРИТОНЫ»), и вместо традиционных физики, химии и биологии юная волшебница осваивала предметы с более интригующими названиями: древние руны, нумерологию, заклинания, защиту от темных искусств, травологию, зельеварение и трансфигурацию, если быть точными. Будучи Гермионой, она делала это очень хорошо. Что касается Гарри и Рона, то они вообще не сдавали NEWTs - отчасти потому, что были заняты поиском крестражей лорда Волан-де-Морта, тем самым спасая мир. Вполне объяснимо.

Так в чем же секрет успеха Гермионы? Природная одаренность? До некоторой степени - да, потому что она, безусловно, была способной студенткой, страстно желающей учиться. Но она также дала понять, что владеет особыми приемами повторения, включающими план-график закрепления пройденного материала. Следует также сказать, что нет никаких доказательств наличия какой-либо техники повторения у Гарри и Рона - она у них попросту отсутствовала. И здесь мы подходим к самому важному. Если Гермиона Грейнджер могла сделать это, значит, сможете и вы.

«Повторить» буквально означает «по-вторить», то есть «еще раз, снова что-либо говорить, делать, возобновлять в памяти». Для тех, кто получает образование в британских частных школах, возможно, ближе будет английский термин. «Revision» - дословно - «повторный взгляд на что-либо». Это означает, что когда-то вы должны были видеть этот материал в первый раз.

Диаграмма «Паук»

Есть много различных способов конспектирования учебного материала. Разумеется, можно просто переписать его в сокращенном виде из тетради (учебника), дополнительно выделяя важные части или различные темы разными цветами. Но не приходилось ли вам сталкиваться с диаграммой «Паук»? Это может быть удобный способ сначала обдумать что-то в уме, а затем записать в своем конспекте. Вот пример:
Методика обучения
Поместите тему в центре страницы. Допустим, вы повторяете физику, и рассматриваете раздел механики. Итак, запишите «механика» в центре вашей страницы. Какие подтемы имеются в этом разделе? Чтобы было легче, можно руководствоваться названиями глав в вашем учебнике. Кинематика, движение с ускорением, динамика, векторы, силы, работа и мощность. Запишите эти подтемы, как «ноги» паука (давайте не будем воспринимать аналогию слишком буквально - в данном случае, вероятно, «ног» будет не 8). Затем под каждой подтемой перечислите наиболее важные пункты и моменты, которые вам непременно нужно запомнить. Это могут быть уравнения, или определения, или небольшие заметки о том, как решать задачи.

В диаграмме «паук» все, что вам необходимо знать по определенной теме, сосредоточено на одном листе бумаги. Это очень удобно. Ну, не совсем все, что нужно знать, конечно, но все же отличная итоговая схема. Опять-таки, если вы потратите время, чтобы сделать ее как следует, вам придется убедиться, что вы понимаете каждую мини-тему, которую записываете в свой конспект.

Прежде понять, затем повторять

Убедитесь, что вы имеете правильное представление о материале, который планируете повторять. В противном случае, вы рискуете заучить что-то неправильно. Лучший способ сделать это - осмысливать новую информацию по мере вашего продвижения вперед. Выполняя домашнюю работу, вы узнаете, поняли ли вы предмет. Если нет, то попросите учителя или друга, который разобрался в теме, помочь вам. Или сходите на профильный семинар (если ваша школа предлагает таковой) и разберитесь с тем, с чем вы не в состоянии были разобраться.

Повторение не должно пугать вас. Некоторые находят его скучным и утомительным, и возмущаются необходимостью проводить долгие часы за столом вместо того, чтобы заняться более интересными вещами. Один из ключей к эффективному повторению лежит в том, чтобы убедиться, что у вас достаточно времени для отдыха, чтобы действительно заняться захватывающими вещами. «Захватывающие» - понятие относительное; в данном случае речь идет о делах, которые, возможно, кажутся вам более привлекательными, чем повторение: поболтать с друзьями, выпить чашечку чая или поиграть с собакой. Так что не обязательно уходить воевать с демонами загробного мира.

Составьте расписание

Итак, теперь вы знаете, что вам нужны перерывы во время вашего повторения. Пришло время задуматься о составлении графика подготовки. Такой способ работает не всегда, но иногда может быть полезным. По крайней мере, это поможет вам проконтролировать, как много вы уже повторили, а это способно повысить вашу самооценку.

Предположим, приближаются каникулы. Вполне возможно, что ваша школа предложит ряд занятий по повторению пройденного. В некоторых учебных заведениях выделяют для этого какое-то сумасшедшее количество часов. Но повторение - это не работа с 9 утра до 5 вечера, и непродуктивно стремиться делать слишком много. Прикиньте, сколько часов в день вы реально сможете заниматься, не истязая себя, но и не слишком жалея. Справитесь ли вы с 6 часами в день? Нет? 4 или 5 часов? Если вы начнете в 10 часов утра, вы можете позаниматься 2,5 часа до обеда, а затем столько же после обеда или вечером, освободив оставшуюся часть дня для отдыха.
Если вы не привыкли вставать так рано на каникулах, постановите себе за правило делать это. Можно позволить себе полениться день-два, но затем пусть верх возьмет дисциплина. Убедитесь, что вы встаете достаточно рано, чтобы приступить к работе в 10 утра. Пометьте время в своем расписании, чтобы придерживаться его.

Если вы решили, что график повторения поможет вам, стоит потратить время на его составление. Может быть, это занятие кажется вам полной ерундой, но, поверьте, СТОИТ до начала работы продумать, что вы собираетесь делать, как много и когда.

Составляя план-график повторения, оставьте 1-2 выходных дня в неделю, или, например, 1 полностью освободите, а второй пусть будет «запасным» (на случай, если вы по какой-то причине решили перенести занятия с одного из рабочих дней). Как видите, выглядит не так уж страшно. При этом вы готовитесь к тестам в течение 25 часов в неделю.

Теперь запишите предметы, по которым вы сдаете экзамены, на другом листе бумаги: физика, химия, биология (или другие). Неплохо также составить список тем, которые нужно повторить по каждому предмету: Электромагнетизм, Волны, Кинетика; Органическая химия; Генетика, Фотосинтез и так далее. Заманчиво начать повторение с самых легких тем, однако подумайте о самых трудных. На что вам следует тратить больше всего времени?

Допустим, у вас есть 25 занятий в неделю (5 часов в день, 5 дней в неделю), а сдавать необходимо 3 предмета на A-level. При прочих равных условиях, вам потребовалось бы выделить по 8-9 часов на каждую дисциплину. Но, вероятно, какой-то предмет нуждается в большем внимании с вашей стороны, и существуют темы, которым нужно уделить максимум времени. Внесите эти темы первыми в свой график, пусть они станут главными в вашем расписании.

Ну, и что мы имеем? Быть может, это ни капли не похоже на 50-60 часов повторения, предлагаемых в вашей школе, но если вы все грамотно спланировали, вы получите 25 часов ЭФФЕКТИВНЫХ занятий в неделю. Ведь если человек больше времени проводит за книгой или перед экраном компьютера, это еще не означает, что он больше готовится к экзаменам. Найти наилучшее время для повторения - вот о чем идет речь.

Кстати, все, что касается составления графика, относится не только к естественным наукам. Тот же принцип вы можете применить при подготовке к любым экзаменам (например, если вы планируете обучение в английских университетах).

Конспектируйте - но не слишком много

Некоторые люди не видят смысла делать какие-либо пометки во время повторения. Вообще-то, они уже записали материал в свои тетради - так зачем все снова переписывать? Одна из причин - чтобы все это хорошенько запомнить: сам акт воспроизведения информации на бумаге помогает зафиксировать ее в вашем мозгу. Другая хорошая причина, чтобы конспектировать, состоит в том, что когда вы делаете КРАТКИЕ записи, вам приходится осмысливать, на что следует обратить внимание. Опять же: только так и следует поступать, ведь чем короче сделанные вами заметки, тем меньше вам придется читать при подготовке.

Украсьте ваши стены

Также для повторения вам пригодятся дидактические карточки. Разрежьте кусок плотной бумаги или тонкого картона на крохотные кусочки (у вас может получиться около 18 кусочков из листа бумаги формата А4). Теперь вы можете записать все, что вам особенно нужно запомнить: это могут быть уравнения, или короткие предложения, или графики, или диаграммы. Пробегите их глазами и проверьте себя. Прикрепите наиболее важные из них на стенах, чтобы вы видели их всякий раз, когда находитесь в своей комнате. Может дойти даже до того, что дверь серванта будет ассоциироваться у вас с Первым законом Ньютона. Это может показаться ужасным - но это полезно, в то же самое время. Или временно «поселите» на стену цветное изображение Периодической таблицы. Опять же, звучит ужасно, но если это поможет вам запомнить элементы 1 группы или 3 периода, - замечательно!

Практические занятия

Безусловно, вы не можете подготовиться к практическим экзаменам дома. Но вы в состоянии просмотреть общие научные методы и технические приемы в своей тетради для практикумов. Тогда для вас не будет сюрпризом, если преподаватель попросит вас сделать что-то на практическом экзамене.

Пробные тесты

Вам может показаться, что это вообще не совет - настолько он очевиден - однако для вашей практики нет ничего лучше, чем прошлогодние экзаменационные тесты. Они наверняка имеются в вашей школе (колледже) и, безусловно, доступны в Интернете. Раздобудьте также правильные ответы. Но не жульничайте, когда выполняете их. Сядьте, как на экзамене, удостоверьтесь, что вы тратите ровно столько времени, сколько будет на реальном тестировании. После небольшого перерыва самостоятельно проверьте работу, используя бланк ответов.

Вот преимущество естественных наук: ответы на вопросы будут четко правильными или неправильными; здесь нет субъективного мнения, как это имеет место в английской литературе или истории. Если ответ правильный - вы молодец. Если неправильный, взгляните в бланк ответов и разберитесь, понимаете ли вы, в чем ошиблись. Если да, запомните это на будущее. Если нет, попытайтесь выяснить правильный ответ. Возможно, придется обратиться к учителю или другу. Похожие вопросы встречаются из года в год, поэтому следует знать, как на них отвечать.

Система оценок

На сегодняшний день система оценок на A-level действительно раздражает, но вам следует осознать, что экзаменаторы ожидают точных формулировок. Особенно это относится, скажем, к типу реакции горения или цвету осадка в химии - и, конечно, ко многим определениям. Ваш учитель, возможно, подскажет, где нужны буквальные формулировки. Только не думайте, что достаточно приблизительно передать смысл понятия (потому что вы-то знаете, что вы имели в виду!): в определенных случаях вы должны дать точную формулировку. Нет другого пути, кроме как смириться и учить правила наизусть.

Регулярные проверки

Если среди ваших домочадцев есть безотказный человек, к которому вы можете обратиться, чтобы проверил вас, - это замечательно. Это не значит, что ваш родственник должен все бросить и заниматься исключительно вами. Проверку можно осуществить, когда вы оба убираете со стола, вынимаете вещи из посудомоечной машины, готовите ужин или выгуливаете собаку. Если же такого человека у вас нет, проверяйте себя самостоятельно, пересказывая предметы самому себе. Разговор с самим собой не всегда признак сумасшествия, он также может быть признаком усердного повторения.

Чтение сверх программы

Экзамены созданы, чтобы проверить, что вы уже узнали. Но - хотя это, на самом деле, не является повторением - внеклассное чтение по предмету способно творить чудеса. Попытайтесь почитать немного дополнительно по изучаемой дисциплине, даже если это 1-2 новости из мира науки на сайте BBC. Они могут помочь проиллюстрировать некоторые темы, которые вы уже изучили ранее. Если вы в состоянии дополнить свой ответ на экзаменационный билет, это поможет вам выделиться из толпы.

Не сравнивайте

Все так делают, хотя это не всегда полезно - сравнивать себя с тем, что делают ваши друзья. Итак, Гермиона потратила 60 часов на повторение химии, а вы только 30? Но, может быть, ваши 30 столь же полезны, как Гермионины 60? Если вы используете приемы эффективного повторения и самодисциплину, тогда 30 часов могут быть почти так же хороши, как 60.
И никаких перьев с автоответчиком в обозримом будущем...


Все статьи


Забронировать / Получить консультацию

Отправляя заявку, я принимаю Пользовательские соглашения *
Ваше имя *
E-Mail **
Телефон **
Текст *
Подписаться на рассылку новостей

* Обязательные для заполнения поля.

** Обязательным для заполнения является одно из двух полей - "Телефон" или "E-mail".