Образование за рубежом
для детей и взрослых
Работаем с 1993 года
+7 (495) 660-35-95
Звонки принимаются ежедневно с 9:00 до 19:00
Мой выбор (0) Найти
+7 (495) 256-03-41
Версия для печати

Лучшие вещи в жизни стоят ожидания

Мартин Пристли, директор The Leys School

Выступление на школьном собрании 10 февраля 2014 года

Сегодня я хочу поговорить с вами о зефире. Вам может показаться, что это довольно глупая тема для беседы. Но подождите минутку.
Представьте себе, что вам 4 года. Вы сидите в комнате, заходит странный человек в белом халате и предлагает вам выбор. Вы можете получить один зефир прямо сейчас, немедленно, а можете получить два зефира, если готовы подождать какое-то время, скажем, 15 минут. Что вы выберете?

Хотите верьте, хотите нет, но я не придумал этот вопрос. На самом деле, именно его задал Уолтер Мишел - психолог из Стэнфордского университета (США) в 1970-е годы.

В детском саду на территории университетского кампуса Мишел посадил группу четырехлеток за отдельные столики и перед каждым положил зефир - по одной штучке. Он сказал малышам, что они могут угоститься своим зефиром прямо сейчас или получить по 2 лакомства, если смогут подождать несколько минут. Затем психолог и его ассистенты покинули комнату, так что дети думали, что за ними никто не наблюдает.

Некоторые из четырехлеток (наиболее импульсивные) схватили зефир почти сразу же, как только исследователи вышли из комнаты. Другие, однако, оказались способны подождать! Чтобы избежать соблазна, они прикрывали глаза руками, клали голову на руки, разговаривали сами с собой, пели, устраивали игры со своими руками и ногами. Один ребенок даже облизал стол вокруг такого желанного десерта. Эти малыши были вознаграждены после 15 томительных минут ожидания двойной порцией зефира.
Но это было только начало эксперимента. В дальнейшем Мишел следил за судьбой детишек из этой группы на протяжении полутора десятилетий.

Поразительно, но психолог обнаружил, что 15 лет спустя «хапуги» (команда одного зефира) страдали низкой самооценкой и характеризовались окружающими как упрямые, склонные к зависти и легко разочаровывающиеся люди. «Ждущие» (команда двойной порции зефира) отличались уверенностью в себе и чувством собственного достоинства. Они лучше учились и выросли социально ответственными, надежными, внушающими доверие людьми. Эта группа даже продемонстрировала значительно более высокие результаты IQ-тестов. Какой мы можем сделать вывод из всего сказанного?

Одно из объяснений - это то, что поглощение зефира в возрасте четырех лет повышает ваши жизненные шансы. Люди добьются большего, если они едят много зефира в юном возрасте. Это заманчивая теория, но, увы, неубедительная.

В действительности, известный «зефирный тест» Мишела демонстрирует важность контроля над сиюминутными желаниями и значение отложенного вознаграждения для нашего жизненного успеха. Те, кто способны отказаться от удовольствия или перенести его на другое время, будут стремиться достичь большего успеха - и не только академического, но и эмоционального, и социального.
Иными словами, способность сказать «нет» чему-то хорошему сегодня ради чего-то лучшего завтра имеет решающее значение для личного и профессионального успеха. Эта мысль сегодня представляется крайне важной, поскольку понятия самоконтроля, отложенного вознаграждения и дисциплины, кажется, противоречат современным ценностям. Мы живем в культуре, в которой используем свои кредитные карты потому, что хотим эти вещи прямо сейчас, немедленно. Мы не хотим ждать, когда у нас на самом деле будут средства, чтобы заплатить за что-либо. Люди раздражаются, если им приходится подождать больше нескольких минут в очереди к окошку Мак-Драйв.

А на макроэкономическом уровне - не было ли неразумным раздавать кредиты в таких масштабах тем, кто не имел ни малейшей возможности их вернуть - ведь это стало одной из главных причин финансового краха, от которого большая часть мировой экономики все еще восстанавливается?

Я рад сказать вам, однако, что многое из того, что вы делаете здесь, в Лейс, идет вразрез с господствующей культурой мгновенного удовлетворения. Существенная часть вашего образования - это инвестирование в свое будущее.

Среди вас есть музыканты, которые часами практикуются, чтобы исполнить простую пьесу. Они прекрасно понимают важность отложенного вознаграждения. То же можно сказать о студентах, добившихся золотой награды герцога Эдинбургского, и, безусловно, о каждом из десятиклассников, в течение долгих часов репетировавших «Зимнюю сказку» Шекспира. Мы желаем вам всяческих успехов, и пусть эта постановка станет для вас настоящим двойным зефиром!

Точно так же среди вас есть спортсмены, которые месяцами совершенствуют свою физическую форму и жертвуют многими вещами, чтобы подготовиться к важному матчу: они также понимают концепцию. Не всякое обучение является легким, увлекательным и приятным. Подумайте о тех, кто сейчас на зимних Олимпийских играх. Они посвящают годы своей жизни, чтобы подготовиться к событию, которое может длиться всего несколько минут.

Многих из вас ожидают государственные экзамены этим летом. Они пройдут в течение нескольких коротких недель. Я встречался с одним или двумя учениками в последние дни, чтобы побудить их усердно трудиться. По существу, в большинстве случаев я призывал вас отказаться от мгновенного удовлетворения своих желаний.

Каждый раз, когда вам удастся оттащить себя от реалити-шоу - таких как «Золотая молодежь Челси» или «Единственный путь - это Эссекс» - чтобы заняться повторением, вы будете откладывать удовольствие (если это подходящее слово для подобных программ), чтобы достичь чего-то не столь мгновенного, но гораздо более важного по своим результатам, чем двойная порция зефира.

 


Все статьи